Ментор или воспитатель: как меняется роль учителя и почему контроль — не главное

Формат образования значительно трансформировался за последние годы. Сейчас в современных школах все чаще требуются учителя-наставники, в воспитании делают уклон на самостоятельность, а в процесс обучения прочно вошел искусственный интеллект, который автоматизируют ряд задач и уменьшает необходимость контроля. Подробнее об этих изменениях редакция 7я.ру поговорила с директором цифрового образовательного проекта «ЯКласс» Екатериной Рыжовой.

Учитель или ментор?

— Как вы считаете, в чем отличия учителя от ментора и воспитателя?

Основными задачами учителя традиционно являлись следующие: донести до ребенка знания по своему предмету, помочь их усвоить и проверить, насколько ученику это удалось. В старших классах ключевой миссией было дотянуть знания до такого уровня, чтобы подросток сдал экзамены. То есть педагог следовал заранее сформированной программе и вел всех учеников по одному намеченному пути.

В отличие от этого подхода, у менторов отличается как формат обучения, так и его задачи. Например, здесь нет строгой программы и ограничения заниматься лишь одним предметом. Наставник передает собственные знания и опыт, чтобы развить способности конкретного человека, основываясь на его сильных и слабых сторонах. Тесты и контрольные работы менторы, как правило, не используют. Их основная задача — помочь школьнику усвоить новые знания и передать жизненный опыт, чтобы ученик развивался как личность и мог применить информацию на практике.

Менторы большое внимание уделяют именно практике и дают возможность детям самостоятельно принимать решения, находить выход из различных ситуаций. Например, глава Сбербанка Герман Греф предлагал даже ввести в школах такой предмет как «принятие решений», поскольку в эпоху цифровизации, когда компьютеры знают все, способность принимать решения — едва ли не единственное преимущество людей по сравнению с искусственным интеллектом.

Цель менторства именно в том, чтобы делать упор не на поглощение огромного объема знаний, а на умение в них ориентироваться. Логически мыслить, решать жизненные задачи, развивать сильные стороны и расти как личность.

— С кем у ученика получится создать наиболее доверительные отношения?

Как правило, с ментором близкие отношения складываются чаще, чем с учителем, поскольку здесь доверие — необходимый элемент взаимодействия.

Наставнику важно наладить хороший контакт с учеником. Он часто поддерживает его, мотивирует на достижения, вдохновляет собственным примером. Ребенок должен хотеть брать пример с ментора, восхищаться его успехами, уважать как личность и доверять. В процессе между ними формируется достаточно прочная связь, поэтому их отношения могут длиться и долгое время после школы.

— Почему будущее за менторством в учебной коммуникации?

Как говорила Катерина Поливанова, директор центра исследований современного детства Высшей школы экономики, у каждого ребенка должна быть своя траектория обучения. Ему нужен наставник, который поможет разобраться в многообразии информации, покажет ребенку его сильные стороны и оптимальный путь, поможет дойти до цели.

Согласно опросам учеников, 27% нуждаются в личном примере другого человека, чтобы получить лучший результат. Поэтому люди больше настроены на индивидуальный подход в обучении и персональное взаимодействие. Российское образование уже идёт к этому, и система менторства уже точечно внедряется в некоторые школы. Сейчас чаще можно встретить формат взаимопомощи учеников друг другу и обучение студентов у будущих работодателей. Такое менторство в учебной коммуникации дает мотивацию, вдохновляет и поддерживает.

Искусственный интеллект

— Как ИИ помогает преподавателям становиться менторами для учеников?

Искусственный интеллект помогает подстроить программу под конкретного ученика — составить индивидуальный план обучения, отследить достижения и спрогнозировать результаты.

Облегчает онлайн–формат менторства и учебные платформы, которые автоматизируют многие процессы. Не нужно долго анализировать работы каждого ученика, искусственный интеллект сам быстро это сделает. Кроме того, современные дети с раннего возраста погружены в цифровизацию, и работа с программами и приложениями им очень близка. Поэтому, если учитель привлекает технологии к учебному процессу, он становится ближе к ученикам эмоционально. Дети понимают, что педагог современный, и им больше хочется с ним взаимодействовать и доверять ему.

— Говорят, что геймификация — новый тренд, и она помогает воспринимать информацию лучше. Как ментор помогает геймифицировать учебный процесс?

Ранее говорили, что ментор ставит акцент на практическом применении знаний. Поскольку очень редко есть возможность сразу же отработать новые навыки в реальной жизни, сделать это помогает именно игра. Ментор может использовать специальные программы, чтобы геймифицировать учебный процесс, но также применяет и другие приемы, которые делают урок разнообразным и интересным для детей.

— С помощью каких инструментов? (Мастермайнды, консультации в игровом формате, тесты и так далее)

Способов очень много. Существуют различные порталы с интерактивными уроками по всем школьным предметам. Например, Учи.ру, Образавр, Знайка.ру. Учителя могут использовать их, чтобы показать обучающее видео или закрепить навык с помощью тематического тренажёра. Изучать новый материал можно и в процессе настольных игр. Например, в случае истории это может быть «История России в лицах».

Для проверки знаний и закрепления материала подойдут тематические квесты с разными заданиями. Например, выставить элементы в нужной последовательности или установить между ними соответствие, ответить на вопросы или пройти тест.

Существуют даже специальные курсы по геймификации для педагогов, которые помогают научиться вносить элемент игры в обучение. Например, такой бесплатный курс повышения квалификации для педагогов разработан экспертами Учи.ру

Контроль — Как вы думаете, должен ли быть контроль со стороны преподавателя?

Задача преподавателя — следить за обучением ребенка и в случае ошибки подсказывать, как в будущем ее не допустить. Это и есть контроль, и он должен быть. Главное не переусердствовать.

— В чем отличия контроля от гиперконтроля?

Контроль происходит с сохранением уважения к ребенку как к личности, даже если эта личность еще не до конца сформирована. То есть этот процесс достаточно мягкий и учитывает интересы ученика.

При гиперконтроле ученика как будто воспринимают немного неспособным или даже глупым — как человека, который сам не сможет решить никакой задачи. Самое интересное, что учитель это не всегда осознает. Из этой позиции он не учитывает интерес ребенка, его желание и часто стремится управлять человеком вместо того, чтобы мягко направлять. Такое отношение, наоборот, подавляет индивидуальные способности ребенка и не даёт ему раскрыться. В итоге он может стать или бунтарем, который не воспринимает чужое мнение и делает всё, что хочет. Либо будет тревожным, безынициативным и закроется в себе.

Повышение эффективности — Как технологии помогают снять тревожность учеников и повысить эффективность учебного процесса?

Дети еще часто испытывают стресс и тревогу из-за своих неудач, коммуникаций с учителями и сверстниками. Технологии помогают создать комфортную обстановку для обучения. Например, застенчивым детям проще заниматься в онлайн-формате. Интернет обеспечивает приватность, в условиях которой некоторые чувствуют себя комфортнее и легче проявляются. Кроме того, на онлайн-платформах часто исключена критика, но есть поддерживающая обратная связь и похвала ребенка. Это позволяет повышать познавательную мотивацию детей.

Также многие испытывают тревогу при проверке знаний. Им неловко совершить ошибку в присутствии других, поэтому онлайн-тесты и письменные ответы подходят им больше.

— А как технологии помогают преподавателям и упрощают их жизнь?

Технологии дают много ресурсов, чтобы проводить уроки в более удобном и интересном формате, с большим комфортом. Как минимум, в Zoom можно выключить звук, и никто не будет отвлекаться на шум одноклассников. Тех, кто всегда пассивен на занятиях, наоборот, можно вовлечь с помощью интерактивных игр.

Также технологии позволяют ускорить ряд процессов, благодаря чему учителя могут сэкономить свое время. Например, на проверку заданий, которую сервисы проводят автоматически. На опросы, в которых можно быстро получить ответ сразу от всех учеников и т.д. Технологии дают очень много возможностей, позволяют найти оптимальный вариант работы с конкретной аудиторией. Это очень упрощает обучение и делает его интереснее для детей.

Источник: 7ya.ru

Shopping Cart